Василий Тихонович Чернов

Василий Тихонович Чернов

 Отец мой, Чернов Тихон Григорьевич, по профессии был железнодорожник, мать - простая домохозяйка, абсолютно безграмотная. Отец в нашей деревне, а она небольшая была, считался самым грамотным человеком. Династия наша – железнодорожники. До войны, в 1941-м году, я закончил 7 классов. Планировал поступать на юридический факультет в городе Харьков, он недалеко от нас был.

Местное радио, «тарелки» висели, в 12 часов приглашает в правление совхоза - важное правительственное сообщение. Выступал Молотов, сообщение было короткое - враг вероломно напал на нашу Родину. Было трудно поверить, что на 7-й день немцы уже заняли Минск. Учиться в школу не пошел, а хотел страшенным образом, плакал:

– Мама, я пойду в 8-й класс!

– Сынок, нечего ни одеть, ни обуть, не на чем писать.

Таким образом, я не пошел, остался в семье за старшего.

Пошел работать на железнодорожный транспорт у себя, где жил, в Новохоперске. Был я чернорабочим сначала. А осенью поступил на курсы вагонников-слесарей, учился 3 месяца, после чего был направлен на железнодорожный узел, станция Поворино юго-восточной железной дороги. Это был стратегически важный железнодорожный узел. Он имел 4 направления: на запад - на Москву; на юг – на Сталинград, Астрахань; на восток – на Казань и на Транссиб.

Когда немцы подошли к Сталинграду, железнодорожный узел бомбили нещадно, началось это в мае 1942-го года. Мы сидим, еще пацаны, вечереть чуть-чуть начинает, они идут звеньями по кругу, бросают осветительные бомбы и молотят. Это было страшное месиво железнодорожного узла, я в то время там еще не работал. Станцию Поворино разбивали, а железнодорожники просто чудеса творили. Вечером все разбили, ночью восстанавливали, а днем поезда уже шли своим ходом, куда нужно было. А вот я когда уже в конце 1943-го пришел туда работать, тогда уже редко залетали самолеты и бомбили. Один раз ночью кавалерийский эшелон зашел, немцы, видимо, следили за ним, начали бомбить по этому эшелону: вагоны горят, лошади выпрыгивают из этих вагонов. Бежишь, никаких там щелей, убежищ не было, падаешь под вагон, который рядом. Вот таких 3-4 бомбежки за свое время я пережил.

Что делал вот этот железнодорожный узел? Идут 4 резервные ветки направления, когда воздушная тревога, сразу начинают растаскивать в разные стороны вагоны, освобождать эту станцию. А враг же продолжают бомбить, у них методика была такая: сейчас осветительные бомбы развешивают и выстраиваются по кругу. По кругу летают и сбрасывают, а за это время, пока они там свои маневры делают, железнодорожники не щадя себя, делают эту работу. Но все не утянешь, этот узел – 32 пути, и он весь забит эшелонами, и их надо растаскивать, чтобы все сразу не разбомбили. Немцы наворочают там страшно сколько всего. И вот по нормам в железнодорожном транспорте специально были, есть и сейчас, так называемые восстановительные поезда, где сотрудники восстанавливают железнодорожное полотно, паровозы, их тянут в депо, где восстанавливают.

 К этому был причастен и я, потому что был вагонник, причем осмотрщик. В вагонно-приемном пункте, куда тащили, их ремонтировали, а какие не подлежали уже ремонту – так на металл и все. Людей, которых убивали, их сразу увозили и хоронили. Это кошмар, вообще кошмар после того, как попадешь в бомбежку и увидишь ее, или когда она с тобой вместе была, ты видел ее, это тяжелый случай.

А женщины как работали, смазчицы, примерно по 20 литров бидон с длинной лейкой носили. Поезд прибыл, они идут вчетвером, 2 с одной стороны и 2 с другой, в середине где-то встречаются, чтобы обслужить 1 поезд. Открывают крышку буксы и подливают туда смазку, где ветошь надо подложить – подкладывают. Они работали будь здоров, по 12 часов. Скидок не было никому. А кормили как? Только давали карточку продуктовую, по которой можно было в столовой железнодорожной поесть бурду всякую и прочее, хлеб давали по норме, там 800 граммов, по-моему. А одевали что – фуфайка, брюки теплые, а зима знаете какая? Тогда – не то что сейчас зимы, трескучие морозы были. Представляете, в каких условиях работали железнодорожники?

А что такое сам железнодорожный транспорт? Это было ведущее ведомство в стране. И основу этого транспорта составляли по тем временам паровозники, вагонники, путейцы и управленцы, вот эти 4 единицы, выведи одну - не будут работать остальные. Вся тяжесть таких бомбардировок легла на эти ведомства, железнодорожников очень много погибло, много их и было награждено. Дисциплина была – это страшно просто, да не победили бы мы никогда без нее. А сплоченность людей – ну не передать, такой сплоченности я уже больше никогда, наверное, не увижу. Такие сплоченные были люди независимо от национальности, от возраста и всего прочего.

В итоге всей войны 95 процентов воинских перевозок легло на плечи железнодорожного транспорта и 5 процентов идет на водный и воздушный. И вот 6 ноября 1943-го года в честь 26-й годовщины Великой октябрьской революции Сталин, отмечая итоги, сказал, что большую роль в достижении всех наших побед сыграл транспорт, и с оговоркой, - в первую очередь железнодорожный. Вот что такое железнодорожный транспорт.

Железнодорожники за время войны пропустили 443 тыс. воинских эшелонов с людьми, материально-техническим грузом, вооружением и т.д., а в Гражданскую войну - 43 тыс., сравните, какой скачок. Железных дорог было больше 30, наша к тому времени имела 2 полотна, т.е. было уже светофорное управление поездами, светофоры появились, это редко было, а то в основном были однопутные дороги.

Нас держали до 1946-го года в резерве. Помимо того, что отправляли людей на фронт, мы отправляли особой важности поезда, которые шли со строительным материалом, по мере освобождения территории, для восстановления страны.

В день Победы я как раз должен был заступать на дежурство. И вот когда пришел на станцию Новохоперск, а мы в деревне жили, до станции 3 километра надо пройти пешком. И вот на этой станции люди все уже на ногах, я иду, смотрю, думаю – что случилось? Кричат: "Война кончилась!" Все, ну где только ни увидишь, а было раннее утро, только начало шестого. Сел на электричку, трудовой поезд тогда назывался, ехать примерно 30 минут. Ну а приехал когда, на работе всеобщее братание. Работать – работали так же, продолжали работать, а радость эта была, ну просто не передать, что творилось. Как народ измучился и как ждал эту Победу! За службу Родине награжден я орденом Красной Звезды и орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР». А медали – там и за боевые заслуги есть, более 25 разных.

 


Поделиться